А не продолжить ли нам нашу прогулку по улицам древнего города, несущего в себе память чудовищного количества поколений? А продолжим. Улицы, кстати, отнюдь не всегда узкие и извилистые, есть вполне себе широкие магистрали, где два десятка колесниц плечом к плечу пройдёт. Уж в чём, в чём, а в масштабности Рим даст прикурить многим городам. В этом у вас будет возможность убедиться. Одна из величайших Империй началась отсюда — об этом не забываешь ни на секунду.
А пока пасторальная картинка у окон Интерконтиненталя. Старушка Италия.
Слоняясь по Риму без особого плана, рано или поздно ты набредешь на Испанскую лестницу. Иначе нельзя. И мы набрели, сами того не подозревая, только по окружающим видам и догадались. Пришли сверху.
Испанские ступени — грандиозная барочная лестница в Риме. Состоит из 138 ступеней, которые ведут с Испанской площади(Piazza di Spagna) к расположенной на вершине холма Пинчо церкви Тринита-деи-Монти.
Лестница привлекает к себе большое внимание туристов, потому что создает неповторимое ощущение Италии с благоухающими азалиями, окнами облупленных домов и архитектурными памятниками неясного назначения. Это красиво. Как в кино, только по-настоящему. А у подножия — изящный фонтан. Сюда надо ходить на свидания с девушкой. Если интересно, то нашёл неплохой репортаж о лестнице с фотографиями тут — http://lifeglobe.net/blogs/details?id=772
И вид сверху открывается потрясающий.
Можно долго сидеть на истёртом камне ступеней и греться в лучах выныривающего из облаков солнышка, слушая разноязыкую речь.
Но потом всё равно необходимо вставать и идти навстречу новым открытиям и приключениям. Потому что огромный город таит в себе множество неожиданностей. А мы ещё и основной туристический набор не осмотрели.
Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo, собств. «народная площадь», хотя название происходит от церкви Санта-Мария-дель-Пополо, так названной из-за прежде росших здесь тополей, слова «тополь» и «народ» являются в латинском языке омонимами) — площадь в Риме, от которой лучами расходятся на юг улицы Корсо (ведёт на пьяцца Венеция), Бабуино (на пьяцца ди Спанья) и Рипетта (на мавзолей Августа). Углы между улицами занимают весьма схожие по своему облику церкви-пропилеи Санта-Мария-деи-Мираколи (1681) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1679). На север же (в сторону Римини) уходит древняя Фламиниева дорога, по которой на протяжении столетий прибывала в Рим основная масса путников.
В своём нынешнем виде пьяцца дель Пополо разбил в 1811-22 гг. архитектор Джузеппе Валадье. Он соединил площадь Наполеоновой лестницей со склоном холма Пинчио, на котором простираются сады виллы Боргезе. Посредине площади возвышается 36-метровый египетский обелиск, надписи на котором восхваляют деяния фараона Рамзеса II. Этот обелиск был перенесён из Гелиополя в Рим по прихоти Октавиана Августа в 10 г. до н. э. На протяжении столетий он стоял в Большом цирке, а к северным воротам Рима был перенесён по указанию папы Сикста V в 1589 г. Помимо обелиска, площадь украшают четыре фонтана. Исторически (до 1826 г.) пьяцца дель Пополо была местом публичных казней. В настоящее время площадь закрыта для автомобильного движения.
Это вот лестница на Пинчио. Вы же не думали, что лестница в Риме — это просто ступеньки? Нет, тут всё уставлено статуями, обелисками, скульптурами и прочими фонтанами. Только и рассматривай. На холм подниматься мы не стали, ограничились осмотром снизу.
И отправились дальше навстречу дождю.
Это конец первого дня в Риме. Сумерки собираются на небе, окрашивая и без того серые тучи в траурный цвет. Тибр наливается свинцом. Пора в отель. Об этом взывают истоптанные ноющие ноги.
А утром всё сначала. Наш отель находился рядом с площадью Кавур.
Площадь Кавур принято считать культурным центром Рима. Именно на эту площадь выходят фасады 3-х великолепных дворцов, построенных в 13 – 16 веках, здесь же находится уникальный, выполненный из мрамора фонтан «Шишка». Центр площади украшает монумент Папы Павла 5, который появился в начале 17 столетия.
Вечерами мы подолгу сидели в сквере, находящимся в центре площади, и просто смотрели по сторонам, на дворцы, памятники и пальмы. А потом шли поесть пасты и лазаньи в ближайшей траттории.
Какой-то памятник и пальмы всё на той же площади. Она ещё наверняка появится в моих рассказах о Риме, ибо с неё всё начиналось и на ней всё заканчивалось.
Магнитики не желаете?
Хотя мосты и не считаются в Риме символами города, и найти информации о них не так просто, как о Парижских, всё-таки встречаются живописные. Например, этот. Мост Витторио Эмануэле II (Ponte Vittorio Emanuelle II). 1911 год. Построен к 50-летию Королевства Италии и назван в честь первого короля Италии.
Интерес представляют статуи, расставленные по всему мосту. Другие мосты через Тибр выглядят куда прозаичней.
Вот такой транспорт очень любят в европейских городах — экономичный, легкий и не требующий много места для парковки. Каких только разновидностей ни встречали.
Очередная церковь — названия мне установить не удалось. Только интерьеры могу показать. В принципе, довольно типично. Справа, кстати, орган, без которого не обходится ни один католический храм.
Прямой портал к начальству.
Здесь рассказывать нечего, это такой взгляд по сторонам. Красиво же? Такое вот и остаётся в памяти. Настоящее.
Римский дворик.
Дождь все-таки пошёл.
Старая знакомая. Базилика Сант-Андреа-делла-Валле. Встречали в прошлый раз.
Забежали в магазинчик изделий из бронзы и камня за подарками для родных. Некоторые вещи очень понравились, но тяжелые, а наше путешествие еще далеко от завершения. Выбрали маленькие.
Витториано (итал. Il Vittoriano) — монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Располагается на Венецианской площади в Риме, на склоне Капитолийского холма. Проект был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1935 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества».
Это действительно очень большая штука. Автор хотел всерьёз вознестись над древними.
В Витториано располагаются два музея: Рисорджименто и знамён военного флота. Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.). По мнению многих, памятник невыгодно выделяется среди прочих римских зданий, поэтому среди римлян распространены различные снисходительно-презрительные наименования данного монумента: «Пишущая машинка» («Macchina da Scrivere»), «Свадебный торт», «Вставная челюсть» и другие.
А внутри во дворике у могилы Неизвестного солдата стоит почётный караул. Который, впрочем, улыбается, подмигивает симпатичным туристкам и переминается с ноги на ногу. Пацаньё, одним словом. В Ижевске и то лучше стояли.
Кругом, разумеется, кипит туристическая жизнь, и каждый зарабатывает, как умеет. Кто-то вырезает замки из морковки, а кто-то вот.
Сразу за Витториано начинается огромный участок древнеримских развалин. Про них много будет в следующей части отчёта, а пока для затравки несколько кадров с так называемым комплексом Императорских форумов.
Императорские форумы (fori imperiali) — ансамбль памятников архитектуры в Риме. Их строительство шло примерно 150 лет (с 46 до н. э. по 113 н. э.) в период ранней Римской империи. Императорские форумы не являются частью Римского форума или же старой Республиканской площади. Часть императорских форумов погребена под улицей Виа деи Фори Империали (Via dei Fori Imperiali).
- Форум Цезаря (лат. Forum Cæsari), 46 до н. э.
- Форум Августа (лат. Forum Augusti), 2 до н. э.
- Храм Мира (лат. Templum Pacis) и Форум Веспасиана (лат. Forum Vespasiani), 75
- Форум Нервы (лат. Forum Nervæ), 98
- Форум Траяна (лат. Forum Traiani), 112—113
Как там найти именно форум Нервы, а не Августа — для меня осталось загадкой.
Тут же местные жители разводят туристов на деньги, предлагая сфотографироваться в героической позе. Туристы довольны. Этот ещё аутентичный товарищ, а многие носят китайские резиновые сланцы.
Развалины не всегда выглядят впечатляюще. Чаще это двухтысячелетние камни, по которым довольно сложно угадать, что они и кто они. В этом смысле в Римском форуме поинтересней, потом увидите. Но зато здесь можно дышать временем и пинать булыжник, видевший самого Цезаря. Многим нравится.
Кое-что выглядит целым. Возможно потому, что построено существенно позже — там всё так намешано, что порой очень сложно разобраться, что памятник, а что бэкграунд.
И только кошек абсолютно не волнует вся эта суета вокруг позеленевших камней. За свои 9 жизней они успели насмотреться такого, что их вообще сложно чем-то удивить.
Общий вид.
Если вы любите развалины и следы исчезнувших цивилизаций, то следующая часть вам понравится особо. Колизей тоже будет. А пока что прервусь — чувствую, что вы устали. Спасибо за внимание. Не переключайтесь!
фото — Мария Гринкевич