Путешествие в Узбекистан — 2009. Часть 3. Бухара

Ну вот, после небольшого перерыва на отпуск и кофе я вновь с вами стану делиться своими путевыми впечатлениями о славной стране Узбекистан. По возможности подробно и как умею интересно.

А остановились мы на том, что сели вечером в Ташкенте в поезд, следующий сообщение Ташкент-Бухара. Вагон был люксовый, подушка мягкая, а устали мы сильно. Поэтому не прошло и часа, как мы уже спали, а поезд меж тем мчал нас к новым приключениям.
Утро было чудесным. Вообще в Узбекистане нас, прибывших из затянувшейся пасмурной весны, очень радовало внеплановое лето. Было тепло, солнечно и празднично. Потому что в Бухару мы прибыли аккурат в светлый праздник 9 мая.
 


 

На вокзале нам пришлось немного подождать нашего автобуса. Но в рамках разумного. Вскоре нас уже повезли в гостиницу. Бухара радовала глаз даже при пером рассмотрении. Небольшой городок, хранящий в себе как следы бурного средневековья, так и очень заметный отпечаток Советской эпохи. Провинциальный, но вместе с тем бесконечно уютный и обаятельный.
Гостиница наша называлась «Малика» и была выполнена в самом что ни на есть Восточном стиле. Внутри даже имелся внутренний дворик для отдыха и тихих игр.

 

Но времени для подробного изучения гостиницы не было. Наскоро позавтракав и (наконец-то!) приняв душ впервые за последние три дня, мы посвежевшие отправились на экскурсию.
День Победы в Узбекистане люди отмечают широко и с удовольствием. Даже несмотря на то, что нынешняя власть назвала его как-то по-другому. Многие помнят и понимают, о чём этот праздник. А наш путь пролегал через центральный парк и прилегающие к нему улочки, где происходили какие-никакие народные гуляния. Полагаю. что для Бухары такое скопление народу считается огромным. Для жителей большого города — обычное дело, как вы понимаете.
Под сенью тутовых деревьев были расставлены столы, на мангалах подрумянивался шашлык, торговки предлагали всем желающим купить горячих лепешек. Атмосфера оказалась настолько приятной, что хотелось бродить и бродить здесь.

 

А это вот — интересное явление, распространенное в Узбекистане. мясная лавка. У нас такого не бывает вообще. А здесь пожалуйста. У каждого маломальски уважающего себя бухарского кулинара есть свой знакомый мясник, который всегда предложит постоянному покупателю жирный курдюк, молодую корейку или хорошую мясистую заднюю ногу. Говядина, баранина. Разумеется, никакой свинины.

 

Дома и внутренние дворики здесь, как и в Ташкентских мохаллях укрыты от посторонних взглядов за надежными стенами. А у входов в дома растут вот такие цветы, радуя всех проходящих и приходящих.

 

В Бухаре мы столкнулись с большим количеством старых советских автоматов по продаже газводы. С надписями на узбекском и русском языках. Большей частью автоматы не работали и просто украшали пейзаж. Но попался и один рабочий. Только об этом позже.

 

А вот и первый памятник, расположенный прямо в парке культуры и отдыха жителей Бухары. Мавзолей Чашма-Аюб (XII-XVI вв.). Внутри Мавзолея сейчас находится Музей истории водоснабжения Бухары. Так как края это очень жаркие и засушливые, воде здесь всегда уделялось очень много внимания. Без неё никуда. Рылись оросительные каналы, арыки, резервуары, пруды. Так что рассказать есть о чём. Но мы в музей не пошли. Решили, пока остальная группа осматривает керамические водопроводные трубы, взглянуть одним глазком на база, расположенный здесь же, в нескольких десятках метров. А вот, кстати, что говорят о мавзолее умные люди:

Единственным памятником, возведенным в Бухаре одновременно с выдающимися постройками Амира Темура в Самарканде и Шахрисабзе, является мавзолей Чашма-Аюб. Народная память приписывает сооружение этого мавзолея правителю династии Караханидов Арсланхану, во времена которого были воздвигнуты загородная мечеть Намазгох (1120 г.) и минарет Калян (1127 г.).
Надпись, вделанная в стену гурханы, гласит, что сооружение воздвигнуто по приказанию Амира Темура в 1379 году. Названная дата совпадает со временем отправки Темуром значительного числа мастеров из Хорезма в Шахрисабз для строительства дворца. Можете себе представить, что ощущаешь, прикасаясь ладонью к этим стенам.

 

Напротив Мавзолея расположено ещё одно интересное сооружение — Библиотека Имама аль-Бохари. Никакой толковой информации о ней я в Интернете не нашел, внутрь на пройти не предлагали. Так что не знаю, что там. Но красиво.

 
Лирическое отступление — тутовник (или шелковица) почти созрел. В Бухаре его много и черного, и зеленого. Его продают на базаре на вес, а с деревьев, стоящих посреди города, никто не ест. Странно так. 🙂

 
Дверь в лето то, кстати, находится в Бухаре. 🙂

 
По пути мы встретили большой лоток со всевозможными головными уборами. Даже туркменские шапки были. ну я не удержался и купил себе тюбетейку, в которой и ходил всю оставшуюся часть дня.

 
Машуня тоже кое-чего примерила, но покупать не захотела. Хотя, на мой взгляд, ей очень даже хорошо. 🙂

 
Так вот с песнями и плясками мы подошли к одной из наиболее почитаемых и наиболее древних архитектурных достопримечательностей Центральной Азии — Мавзолею Саманидов. Построен он в IX веке нашей эры. Разумеется, Мавзолей восстановлен и реставрирован, но всё равно изначальный вид его сохранен. На стенах можно увидеть ещё доисламскую — зороастрийскую символику. Впрочем это не мешает некоторым особо активным мусульманам считать его своей святыней. Когда мы вошли внутрь, там очень громко и публично молилась группа женщин. Женщина, читающая молитву в публичном месте вслух — это уже как минимум странно. Впрочем, никакого официального разрешения на это у них, конечно же, не было. А место действительно удивительное — очень красивое, хранящее в себе дух старины.

 

Внутрь Мавзолея можно не только входить в обуви, но и даже фотографировать там. Этим мы воспользовались. Хотя снимать там особенно нечего. Могильные камни, похожие одновременно на газовые камеры и печи, полумрак и лучики света падающие сквозь ажурную деревянную решетку окна.

 
А вот оно, кстати, одно из окон Мавзолея.

 

Осмотрев музей, мы двинулись дальше. Меня вот очень впечатлили тамошние мангалы — длинные и узкие. На них помещается штук 100 палочек шашлыка, но палочки маленькие — на три-четыре кусочка. Таких я ещё нигде не встречал. А узбеки, говорят, очень любят шашлык. Плов они делают каждую неделю дома, а шашлык можно поесть только в публичных местах по праздникам или в чайхане. Кстати, в Бухаре плов делают не из желтой, как во всём Узбекистане, а из красной моркови. Я не знал. Впрочем, попробовать его мне снова не удалось.

 

А это какой-то местный пруд, где народ катается на катамаранах. На заднем фоне видны крепостные стены, выдержавшие в свое время бомбежку и осаду войск самого Михаила Васильевича Фрунзе. 20 год прошлого века это был — Советская власть присоединила бухарское ханство к СССР.

 

Но хотя стены и достаточно серьезные, а гарнизона, как такого, у Бухарского эмира не имелось. Поэтому особого сопротивления он оказать не мог. Так что Советская власть плюс электрификация всей страны пришли и в эти жаркие края.

 

На нашем пути встречалось достаточно много сувенирных лавок. В Бухаре по сей день развиты всевозможные древние ремесла — от ковки ноже до плетения ковров. Всё это очень красивое, всё это продается, и даже не дорого. Но как бы в жизни оно совершенно не нужно.

 

Ну, а когда я увидел работающий автомат с газводой — я уже не мог удержаться. К счастью, в рюкзаке оказалась моя собственная походная кружечка, так что загнуться от какой-нибудь неизвестной узбекской болезни мне не грозило. Взяв у меня сколько-то там сумов, узбекский мальчишка скользнул за открытую дверцу автомата, чего-то там нажал, и полилась сначала вода с газом, а потом сироп. Этой картины я не видел уже наверное лет 20. Потрясающее ощущение — здравствуй, детство. На вкус газировка оказалась такой же посредственной, как и в ранешние времена. 🙂

 

Вернувшись к автобусу и проехав на нём еще некоторое расстояние, мы оказались возле еще какой-то удивительно мечети. Называется она Мечеть Балянд. Значит «высокая». От других мечетей она отличается тем, что в ней есть айван — летняя часть. Это такой огромный высокий навес, укрепленный на резных колоннах. Каждая колонна состоит из двух стволов дерева. Внутренняя поверхность навеса украшено очень тонкой и красивой резьбой. Можно просто сидеть на лавочке и бесконечно всё это рассматривать. Как это могло быть создано руками человека — совершенно не ясно. И рассказывать об этом совершенно невозможно.

 

Наш дальнейший путь пролегал в Арк — главную крепость Бухары, вокруг которой и вырос древний город. В крепости находилась резиденция Бухарского эмира, а нынче расположен музей. В этот праздничный день народу там было невероятно много. Школьники, пришедшие на экскурсии, седые аксакалы, прибывшие из других городов Узбекистана, такие же туристы, как мы. Настоящее столпотворение.

 

Я долго рассматривал странное сооружение на другой стороне улицы, напротив Арка. Парашютная вышка? Башня слежения? Самое интересное, что конструкция довольно высокая, но вместе с тем совершенно прозрачная. А наверху даже ползали люди. Оказалось, что это старая водонапорная башня, куда так любят лазить мальчишки. Фигасе, тренажер.

 

Ну а вот они мы, входящие в Арк. Не часто в жизни приходится бывать в Средневековых крепостях. Ощущение трепета от древних, но всё ещё мощных стен, имеется.

 

Про то, что мы видели в Арке, я вам расскажу уже в следующей части своего отчета. Что-то притомился. А напоследок вот этот ужасно древний михраб, расположенный в одной из неотреставрированных пока мечетей, и указывающий направление на мекку. Вот в таком виде оно дошло до нас.

Продолжение будет.